Основные направления дальнейшего реформирования судебной власти и ее обеспечения
Основные направления реформирования судебной власти и ее необходимого полноценного обеспечения классифицируются различным образом, исходя из многообразных социально- правовых критериев.
С позиций совершенствования реализации принципов правосудия, осуществляемого судами, в настоящее время актуальными являются следующие вопросы:
1) дальнейшее обеспечение независимости и беспристрастности правосудия.
Признавая непреходящую ценность независимости и беспристрастности правосудия, обобщив положения международных актов и национальных конституций, Генеральная Ассамблея ООН одобрила Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, ставшие своеобразной конституцией судебной власти.
Вот лишь основные выдержки из этого документа: «Независимость судебных органов гарантируется государством... Все государственные и другие органы обязаны уважать и соблюдать независимость судов. Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам... Не должно иметь места неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия, и судебные решения, вынесенные судами, не подлежат пересмотру... другими органами государства». Однако деклараций о признании принципа независимости правосудия недостаточно. Суд по своей правовой природе находится в центре конфликтной ситуации, стороны спора надеются на то, что суд встанет именно на их точку зрения, а зачастую и полагают возможным так или иначе повлиять на судью. В этом причина создания практически всеми современными государствами дополнительных правовых механизмов обеспечения независимости и беспристрастности судов и судей;
2) обеспечение свободного и равного доступа гражданина к суду постоянно находится в центре внимания как государств, так и международных организаций. Ответ на вопрос о доступности суда — это, по существу, ответ на вопрос «а есть ли суд?». Если суд недоступен, нет смысла в его существовании, во всяком случае в условиях признания идей демократии. Сегодня особенно актуальны следующие аспекты принципа свободного доступа к суду: обеспечение достаточного (соотносимого с числом судебных дел, территорией, количеством населения и т. п.) числа судов и судей; упрощение и дифференци- рованность судебной процедуры; обеспечение квалифицированной помощи, оказываемой профессиональными юристами; обеспечение существования бесплатного правосудия для беднейших слоев населения.Таким образом, доступность правосудия — это наличие институциональных и процессуальных гарантий, обеспечивающих право потенциальных участников процесса «получить справедливое правосудие». Длительность судопроизводства, разумность его сроков — самый частый предмет рассмотрения в Европейском Суде по правам человека, равно как в и иных межгосударственных судебных органах. Трудно найти страну, в которой бы отсутствовала проблема соблюдения разумности сроков судебного разбирательства, неоправданной затянутости как уголовного, так и гражданского судопроизводства. Для России эти проблемы актуальны по многим причинам, в том числе по причине огромной территории и относительно небольшого количества судей и судов. Однако территория страны, а точнее, схема проживания населения в ее пределах требуют серьезной работы в этом направлении, поскольку делают суды малодоступными для жителей ряда отдаленных регионов. Значительные шаги сделаны за последнее время. Учрежден, успешно функционирует и расширяется институт мировых судей. Использование программно-целевого метода направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами, выделяемыми для надлежащего обеспечения деятельности судебных органов. Реализация комплекса мероприятий, затрагивающих судебную систему в целом, предусматривает создание централизованных механизмов их координации, а также формирование системы индикаторов и показателей изменений в сфере правосудия.
Выполнение программных мероприятий направлено на совершенствование судоустройства и судопроизводства; создание надлежащих условий для осуществления независимого правосудия в соответствии с требованиями Конституции РФ и международных договоров Российской Федерации путем улучшения материально-технического, кадрового и финансового обеспечения деятельности судебной системы.
Похожие работы:
- Основные направления дальнейшего реформирования судебной власти и ее обеспечения Основные направления реформирования судебной власти и ее необходимого полноценного обеспечения классифицируются различным образом, исходя из многообразных социально- правовых критериев. С позиций сов...
- Понятие и основные признаки судебной власти Конституция РФ, раскрывая принцип разделения властей, предусматривает три ее государственных вида и устанавливает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 К...
- Понятие, цели и основные направления организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества Нормальное функционирование судебной власти предполагает создание надлежащих условий для ее деятельности: наличие соответствующей законодательной базы, укомплектованность профессиональными квалифициро...
- Суд как орган судебной власти.Судебная система Российской Федерации Судебная власть в России принадлежит только судам. Суд, пользующийся судебной властью, — исключительно государственный орган. Существующие общественные по сути организации, в названии которых со...
- Становление и развитие системы обеспечения деятельности судов в ходе судебной реформы Главной задачей судов является осуществление правосудия. Выполнение несвойственных правосудию функций влечет снижение качества судопроизводства, распыление сил и средств судебной власти, волокиту по р...